суббота, 18 января 2020 г.

Отчет о велопоходе по Мадейре

Мадейра - это круто!

Участники похода: Растюшевская Екатерина, Злобин Александр.
Даты похода: 03 ноября 2019-16 ноября 2019 года (13 дней ходовых, 1 дневка)
Протяженность маршрута: 355 км
Набор высоты: 13755 м
Диапазон высот: 0-1808 м
Нитка маршрута: Funchal-Cabo Girão-Ribeira Brava - Serra De Agua-Rabacal-Porto Moniz-Seixal-Santana-Pico Ruivo-Ribeiro Frio-Pico Areeiro-Funchal-Porto Santo-Funchal-Ponta de São Lourenço

Покрытие: 100 % асфальт

Объединенный трек острова Мадейра и Порто-Санто

1. Планирование маршрута.
Сразу отмечу - "Круто!" на Мадейре имеет геометрическое значение. На Мадейре крутые уклоны, если утрировать, то получится что-то вроде этого:  на 1 км - 100 м набора, на 10 км- 1000 м набора высоты. Это касается дорог, которые идут в глубь острова. При планировании маршрута дома на диване, при обрисовке трека данные цифры не вызывали настороженности, а зря, как-то не верилось в такой постоянный градиент. В результате пройденный маршрут отличается от запланированного, особенно в части стоянок.
Треки по дням будут представлены дальше по тексту. Цифры по километражу в объединенном треке разнятся с цифрами по дням, точная цифра километража в шапке поста.
Остров Madeira (в переводе - древесина) является самым большим островом одноименного архипелага Мадейра. Архипелаг состоит ещё из острова Porto-Santo и трех необитаемых островов. Остров Madeira вытянут с запада на восток, имеет две ярко выраженные зоны - северная и южная части. Остров растянут на 57 км в длину и 22 в ширину и казалось бы, что там делать 2 недели на велосипеде. Но нам было все равно, мы были готовы проводить в одном месте по два-три дня в курортном стиле, тем более, что в начале лета у меня случилась травма, и Madeira в велоформате долгое время была под вопросом.
Направление маршрута - по часовой стрелке, выбрано из того, что необходимо было приобрести газ. Самое надежное место - Декатлон в Funchal. Больше ни в каких магазинах газа не видели. Далее - вполне ожидаемо: объехать остров вдоль берега и забраться в горы несколько раз, посмотреть достопримечательности: в глубине острова - Levada das 25 Fontes, с северной стороны - Pico Ruivo, и с юго-западной - Pico Areeiro. Планировалось также устраивать радиальные выезды (по факту получилось 1 раз).
В итоге получился трек только по острову Мадейра. Исходя из возможности непредвиденных обстоятельств, расписание парома до Porto-Santo было изучено и трек на этом острове был нарисован.

2. Организация.
Летели из Хельсинки, с пересадкой в Мюнхене (обратно так же) с Lufthansa. До Хельсинки, вернее до Тиккурилы, добирались на Аллегро. Билет на Аллегро дает право на бесплатный проезд на электричке Тиккурила - Аэропорт. Данная электричка ходит каждые 5-7 минут. Если упаковать велосипеды дома, то до аэропорта в Хельсинки из Санкт-Петербурга можно добраться с комфортом.
Велосипеды при перелёте туда (1 пересадка)-обратно (2 пересадки) не пострадали.
Забавно, в Хельсинки в аэропорту наш крупногабаритный груз прибыл на ленте получения багажа одними из первых, необычно и приятно.

3. Дороги.
Дороги на Мадейре узкие, однополосные, без обочины, без тротуаров, все асфальтированные. Это касается не магистральных дорог. Грунтовые дороги отсутствуют вообще. Была замечена одна грунтовая дорога - глаза вытаращила от неожиданности. Правда она была всего метров 200, срезала загагулину на серпантине. Ни одного велосипедиста мы не встретили на маршруте! Проезжающие люди на машинах смотрели на нас с не прикрытым выражением удивления, мягко говоря. Только в Funchal, на единственно продолжительно плоском пространстве - на набережной, ездят группы на шоссейных велосипедах туда-сюда.
На Мадейре широко развит пеший туризм, достаточно много информации о всех маршрутах, они хорошо размечены, по тому там много троп для крекинга.
Так же хорошо развита сеть общественного транспорта в виде автобусов, рельсовый транспорт отсутствует. Автобусных остановок много, с расписанием, даже на верху в горах. Я описываю Их - автобусы, неспроста. Их езда по узким дорогам сродни легковушкам летящих вверх по серпантину. Водители автобусов никак не ожидают увидеть перед собой велосипедиста после поворота. На дорогах много приваркованных машин, поэтому часто выезжаешь на середину дороги, а в это время сзади появляется автобус и уже спешит вас всех обогнать и ты получаешься в ловушке - слева автобус, впереди - автомобиль, и это все на крутых подъемах. Случилось весьма два неприятных эпизода из-за этого. На южной стороне острова транспорта больше, поэтому мы быстро ретировались вниз на северную сторону после первого подъема.
Ещё интересно отметить, что магистральные дороги вокруг острова проходят по туннелям и мостам, они с обочинами и небольшим уклоном. Дороги второстепенного значения проходят, как бы огибая все складки острова (если ехать вдоль океана) - ущелья. Эти дороги особенно живописны на северной части острова.

4. Климат.  Погода. Природа.
В ноябре светало в 8 утра, в 18.00 начинало смеркаться. Выезд на маршрут был почти всегда не раньше 12 часов. В горах и на северной части острова только к этому времени фактически становилось светлее, а иногда и проглядывалось солнце. Когда находились на северной стороне практически всегда была облачность, дождь, туман, морось днем и ночью. Северная часть острова отличается бурной растительностью, меньшим количеством общественных автобусов. Температура минимальная в горах была плюс 4. Из разговора с местными на северной части острова - за целый день может ни разу не показаться солнце, а на южной стороне в это время - солнечная погода, тут может за одни сутки пройти все 4 сезона года. Вот такая суровая северная сторона. К слову сказать, когда находишься наверху и видны обе стороны острова этот эффект наглядно виден - на севере - облачность, с южной - солнце.
На острове в списках mast see две вершины: Pico Ruivo 1862 м над уровнем моря и PicoAreero 1810 м. Ещё одной из главных особенностей Мадейры - это левады. Они представляют собой бетонный канал с водой, который идет вдоль склонов. Рядом с ними всегда идут пешеходные дорожки. Одну из них мы посетили, называется Левада 25 фонтанов. Часть пеших маршрутов посвящены проходу вдоль левад.
Берега острова Мадейра - скальные обрывистые, пляжей нет. Некоторые деревушки вокруг острова находятся у самой воды, а туда добраться можно только с помощью фуникулера. Такая вот забава, но нам не удалось посмотреть на это диво.
Остров Porto-Santo, на котором нам посчастливилось побывать - курортная сказка. Остров малозаселенный тихий, имеет 6 километровую широкую песчаную пляжную линию, лишённую всяких шезлонгов, магазинов и других объектов цивилизации.

5. Техническая часть.
Предопределяющая часть в этом маршруте, в принципе так же как и в других походах. Но в предыдущих отчетах о многодневных горных велопоходах отдельной темой не выделяла, так как была счастливым обладателем велосипеда мтб с кассетой 42, ездила на топталках и все мне было просто и легко.
Этим летом произошла травма, в итоге 2 месяца "отдыха" в самый разгар велосезона. Пользуясь случаем, продала свой натруженный велосипед, а приобрести взамен аналогичное не позаботилась, недооценила серьёзность маршрута на Madeira. В итоге, в велопоходе у меня был одолженный гибрид с системой 26 (наименьшая) и кассета с 36 (наибольшая), и это я ещё сообразила перед походом сменить кассету с родной 32 на 36. Думаю, на 32 я бы не выехала. Это первый момент.
Второй момент - это колено. С топталками пришлось распрощаться, на смену пришли контакты, давить мне нельзя, только тянуть и тянуть. Перед походом была раскатка, обучение, вкатка на контактах. Казалось мне, что я уже почти "гуру" контактов, ох как я ошибалась....
Возвращаясь к случаю с автобусами, контакты, вернее мой недостаточный опыт езды с ними и привели к падениям, не так уж просто выстёгиваться на дороге с уклоном 12 % и с баулом на велосипеде. Вопрос выстегивания ещё долго мучал мою нервную систему и приводил в нервное сотрясание при старте в походе и дома. Один добрый человек посоветовал мне смазать винт и пружинки в контактах...и эхх все поехало как по маслу!

6. Места ночевок.
В части того, что на острове дефицит плоского пространства, на ночлег устраивались прямо на смотровых площадках у дорог. Это, в прочем, не вызывало проблем, так как туристы раньше 12 дня не появлялись, до этого времени сплошь туман и морось в горах.
На сайте Cemping Madeira достаточно подробно описаны места кемпингов. Все бесплатные, кроме кемпингов Porto Moniz и Porto Santo.

День 1. 3 ноября 2019 г. 29,8 км. Подъем 840 м
Аэропорт - Funchal.

Первое знакомство с характерным рельефом Мадейры. Едем в Funchal, там же и ночевали в заранее забронированном гостевом доме.

Вид с самолета
Взлетно-посадочная полоса

День 2. 4 ноября 2019 г. 41,5 км. Подъем 2129 м
Funchal - Cabo Girão - Ribeira Brava - Serra De Agua.

Этот день стоит на первом месте по пройденному расстоянию и набору высоты. По счастливому случаю он пришелся на первые дни похода. Для меня этот день был одним из не из легких. Что бы доехать до Cabo Girao необходимо проехать густо населенные места с активным движением общественных автобусов. В этот день я упала, отделалась легким ушибом, но нелегким психологическим осадком.
День солнечный.

Смотровая площадка Capo Girao

Со смотровой площадки спустились в курортный городок Ribeira Brava. Отдохнули в кафе, съели по мороженому. Солнце припекало и никуда не хотелось уже ехать. А впереди нас ждал первый крутой подъем в глубь острова.

На фото выше наше место стоянки - смотровая площадка. Время было сумеречное и до планируемого кемпинга доехать мы не успевали, а это еще 500 метров набора высоты на 5,5 км. После этого дня планы по прохождению маршрута немного претерпели изменения.
Воду и продукты на два дня покупали предварительно в магазине в Ribeira Brava.

День 3. 5 ноября 2019 года. 25,5 км. Подъем 1448 м.
Serra de Acua - Rabacal.

Приехав вчера уставшие по достоинству не оценили красоты, открывающейся с нашей смотровой стоянки. Именно на "наше" место к полудню стали привозить туристов, хотя по этой дороге много обзорных площадок.
С утра моросило долго, днем проглядывалось солнце, но о тепле как на южной стороне уже можно было забыть.
Вечером в палатке получила наставления про выстегивания из контактов. С момента как я упала, боязнь того, что я не смогу выстегнуться и как это опасно, усилилась, и в этот день первые километра 4 прошла пешком. Тащить велосипед на таком сильном уклоне тоже не простое занятие.

Смотровая площадка Encumeada

Выше этого места, на фото выше, находится кемпинг Chao dos Louros, до которого планировалось доехать вчера. Но по правде говоря, я бы поставила палатку вот на этой смотровой площадке. Здесь несколько столиков, ниже, в кафе Bar Encumeada набрали воды из уличного крана, предварительно уточнив, можно ли ее пить. В этом месте начинается или оканчивается известный маршрут вдоль Levada du Nord.
Далее мы поворачиваем на запад до местечка Rabacal, откуда начинается маршрут Levada das 25 fontes. Еще предстоит проехать немного вверх, всего то 700 м набора на 10 км.

Rabacal

Эта дорожка на фото выше (1,8 км/194 м набора высоты) идет к Rabacal. Спускаясь вниз, меня чуть не снес летящий вверх миниавтобус (везло мне на них в этом походе), дорога узкая, только по счастливой случайности водитель успел притормозить в метре от моего колеса. Rabacal по сути это одно кафе с одноименным названием с хоз. постройками. Там же находится кемпинг. Кемпинг представляет собой плоскую лужайку, окруженную деревьями. Есть фонтанчик с водой, но он работал с утра только часа два. До лужайки подниматься было проблематично с велосипедами, мы поставили палатку за хоз. постройкой, там же оказался уличный кран с водой.
Температура вечером +6 градусов Цельсия.

День 4.  6 ноября 2019 года.  28,3 км. 612 м набор высоты.
Rabacal - Porto Moniz.

Всю ночь и утро моросит дождь. Первоначальный план маршрута был объехать остров Мадейра весь вдоль берега, то есть после Rabacal мы должны были съехать в Calheta и от туда доехать до Porto Moniz. Зная уже здешний рельеф, 60 км мы вряд ли бы успели осилить, тем более, что мы планировали прогуляться вдоль Levada das 25 fontes. Решили спуститься в Porto Moniz сразу. Благодаря этому изменению плана мы успели посетить второй остров архипелага  - Porto-Santo, о чем нисколько не пожалели!
Ночью нас никто не потревожил, хотя мы ночевали на территории кафе.
Утром, позавтракав, двинулись к леваде.

В дороге в Porto Moniz нас застиг шквалистый ветер с ливнем. Когда спустились были мокрые до нитки в буквальном смысле.

Гранитные ванны Porto Moniz

Немного портретных фото. Даже и не верится по этим фото, что было холодно и зябко. Смолодушничали тогда и решили ночевать в отеле, просушится самим и спальники высушить. Покупаться в гранитных ваннах можно за 2 евро. Температура воды в ваннах плюс 20 градусов Цельсия. В этот вечер настроение было не до купания, решили с утра, но на следующий день был сильный ветер и волны, купание было запрещено.
По северному побережью встречаются еще гранитные ванны, на вид, как бесплатные.

5 День. 7 ноября 2019 г. 40,8 км. Подъем 1770 м
Porto-Moniz-Miradoro da Beira da Quinta                            Трек 07.11.2019

Хотели искупаться в гранитных ваннах, но погода была не купательная, только прошлись по набережной. Porto Moniz отличается своим расположением: он окружен почти отвесными скалами, город находится как бы в скорлупе со стороны острова, даже спускаться вниз было страшно, казалось что полетишь кубарем через руль.  Дорога вдоль северного берега до Porta Belgada идет по туннелям на 50 процентов и практически без подъемов.

День закончился сражением с тропическим ливнем на подъеме. По пути проверяли все отворотки от дороги, это все подъезды к частным владениям. До планируемого кемпинга не доехали, ночевали на смотровой площадке. Воду брали в супермаркете предварительно.

6 День. 8 ноября 2019 г. 23,2 км. Подъем 1312 м                                                                            Miradoro da Beira da Quinta - Pico das Pedras.      Трек 08.11.2019

Выбранное место для ночлега обдувалось со всех сторон. Всю ночь и утро периодически поливал дождь. Едва проснувшись, мы быстро переместились за столики у площадки, ждать солнышка. Так и вышло, как только луч показался из-за гор - туман рассеялся и мы выехали. Сегодня у нас по плану было доехать до Pico Ruivo, но постоянный градиент делает свое дело - план не выполнен, зато знакомимся с местным аборигеном. Вчера мы увидели настоящие ущелья Мадейры, для нас это было необычное зрелище. Мы мокрые, но довольные, обсуждаем увиденное за завтраком, а впереди у нас еще несколько ущелий.

Santana

Последний рывок от Santana: 4,5 км и 450 м набора высоты - это уже норма, мы довольно быстро, относительно прошлых дней, одолеваем этот участок. Эта дорога ведет к Pico Ruivo. Ехали мы вперед, не зная, где будем ночевать, как и в предыдущих днях, точно знала, что до намеченной точки ночлега не доедем. И вот, перед нами появляется, как оазис, большая площадка - кемпинг у подножья Pico das Pedras. На официальном сайте кемпингов Мадейры его не значится, поэтому я не знала о его существовании. Окрыленные нашей находкой, едем в главный домик, от туда вышел мужчина в военной форме. Он сказал, что необходимо разрешение на ночлег в данном кемпинге, которое берется в Фуншале. Вот так, наши грезы рухнули. Но мужчина сжалился глядя на нас, мало того, что помог нам с велосипедами, так он еще и "угостил" нас сухими дровами. В кемпинге большие каменные беседки с очагом, вода, столики. Рай для туризма. Сидя вечером у очага, просушивая обувь, одежду и самих себя мы были безгранично счастливы от неожиданного дружелюбия и помощи со стороны местных. Охранник оказался довольно разговорчивым, он нам и поведал об особенностях северной стороны острова. К слову сказать, кемпинг находится в удобном удалении от Pico Ruivo, здесь, к примеру, можно стать на ночлег на две ночи и сделать радиальный выезд до Pico Ruivo имея разрешение с собой. Возле самого пика есть два кемпинга, согласно сайта кемпингов, но проверить их не удалось, на высоте было полное молоко, видимость 50 м. Я мысленно благодарю Octavio за оказанную нам помощь, не хочу, чтобы у него были какие-либо проблемы из-за нас, еще раз хочу подчеркнуть: для нахождения в этом кемпинге необходимо разрешение.

7 День. 9 ноября 2019 г. 9,0 км. Подъем 677 м                                                                                Pico das Pedras - Pico Ruivo                                    Трек 09.11.2019

Нехотя покидаем уютный кемпинг. По пути на верх попадается множества плоских мест и мест отдыха, присматриваем будущее место стоянки. На парковке перед тропой к пику есть кафе, там в сезон работает гостиница. Понежившись у камина в кафе, вышли на прогулку по тропе. Палатку поставили в заранее присмотренном месте, использовать второй раз добродушие  местных не хотели. Воду брали в кафе.

8 День. 10 ноября 2019 г. 28,5 км. Подъем 1327 м                                                                            Pico Ruivo - Ribeiro Frio                                                                Трек 10.11.2019

Ночью и утром идет мелкий дождь, но нам не страшен серый волк - мы в каменной избушке. Спустились вниз очень быстро, хотелось поскорее покинуть вечную сырость и туман. Но спустившись вниз, нам не удалось зацепить ни одного лучика, туча висела дальше берега, над океаном. Я была немного опечалена, но ничего не поделать, нужно ехать дальше. А впереди нас ждали удивительные ущелья...

Этот день был знаменателен тем, что мы доехали до планируемого кемпинга в  Ribeiro Frio. Это место примечательное у туристов. В этом небольшом местечке несколько заведений, а туристических автобусов и автомобилей очень много. Засели и мы в местный бар, куда позже сюда подъехал туристический автобус. В баре всех туристов потчевали местным poncho. Ну и тут понеслось, на 8-й день похода мы обрели мадерианское силу духа. Poncho изготавливают на каждом углу, в барах, кафе и ресторанах. На стойке бармена стоит желтая полулитровая банка, из которой наливают райский напиток. Poncho изготавливают из апельсинов, мандаринов, маракуйи, меда. Фрукты перетираются и настаиваются со спиртом или местным самогоном. Мы купили себе бутылочку на разлив :) Женщина - хозяйка при мне смешивала концентрат и самогон, видно решила мне угодить и пропорцию спирта/самогона превысила обычной дозы. В общем, нам хватило на несколько вечеров. То что продается в магазинах, бутилированное poncho, по вкусу сильно отличается от приготовленного в ручную - оно без мякоти фруктов. Ночью было чистое усыпанное звездами небо.

9 День. 11 ноября 2019 г. 21,9 км. Подъем 890 м                                                                              Ribeiro Frio - Pico Areeiro                                             Трек 11.11.2019
Кемпинг представляет с собой также поляну, окруженную высокими деревьями. Водопроводный кран на поляне есть, однако он не работал, зато рядом "живет" водопад, брали воду от туда. Утром чувствуется морозная свежесть, смотрю на небо - чисто! На третью попытку увидеть горы - нам очень повезло. Решили сделать радиальный выезд до Pico Areeiro.
Лестница вдоль левады до кемпинга

На верху есть кафе, там я впервые попробовала Pastel de nata. Так я стала поклонницей этого божественного португальского десерта. Сегодня было большое количество туристов в кафе по понятным причинам. От Pico Ruivo до Pico Areeiro есть пеший маршрут около 8 км. Воспользовавшись ясным днем много туристов шли этим маршрутом. Дело шло к закату и мы выехали назад, предварительно одев на себя всю одежду.

Трепещу от восторга!

Взбудораженные и возбужденные мы спустились на стоянку уже в полной темноте. От всего увиденного и от такой удачи кружилась голова, как жалко, что этот замечательный день подошел к концу. В нашем кемпинге прибыло, к нам добавились соседи: молодая пара пеших туристов.

10 День. 12 ноября 2019 г. 19,3 км. Подъем 512 м
Ribeira Frio - Funchal                                                  Трек 12.11.2019
Утром шел дождь с завидным постоянством и прекращаться не собирался. Терять день не хотелось, а ехать радиально по заранее подготовленным трекам не вызывало охоты по такой погоде. Меняем план: плывем в Porto Santo! Окрыленные тем, что перевалимся на южную часть острова, собрались очень быстро. Ночевать приходится в отеле, так как паром отправляется в 8.00 от причала.

А над Funchal солнце!

Привезли очередную партию возчиков

Парк Monte

Катание на санях

11 День. 13 ноября 2019 г. 28,4 км. Подъем 596 м                                                            Porto Santo                                                                         Трек 13.11.2019
Время в пути парома составляет 2 часа 20 минут. На острове Porto Santo сразу чувствуется другая атмосфера: атмосфера курорта, спокойствия, уединённости. Возможно, что людей было немного из-за не сезонного времени. На острове главной особенностью является длинная, широкая песчаная пляжная линия. Так же порадовал приятный супермаркет с большим количеством ассортимента, он там один большой. На острове Madeira ничего подобного нам по пути не попадалось. Еще из достопримечательностей - это целых 3 км плоской дороги!

Мыс Лоренцо. Туда мы отправимся по возвращению с Porto Santo

Дорога в кемпинг. Кемпинг платный, за двоих одна ночь обошлась нам 9 евро. На территории душевые, туалет, раковины. Кемпинг находится почти у океана, шум волн океана добавлял пикантности отдыху. Поставили палатку и отправились по маршруту.

Внезапно появилась туча, едва успели удрать.

Небольшой участок грунтовой дороги - около аэропорта
Пейзажи Porto Santo местами нам напомнили виды Lanzarote.

12 День. 14 ноября 2019 г.
Porto Santo

Трека нет. Дневка! Райское блаженство: гуляем по берегу океана. Вода теплая. Вечером отправляемся на пароме на Madeira. Паром прибывает в 20.00 это уже полнейшая темнота. Предварительно присмотрела ночлег - хостел в 30-ти км от Funchal. К сожалению, по прибытии на Madeira номеров свободных уже в хостеле не оказалось, ночевали в том же отеле, что и перед отплытием на Porto Santo.

13 День. 15 ноября 2019 г. 38 км. Подъем 1189 м                                                                           Funchal-Ponta de Sao Lourenco                                    Трек 15.11.2019
Сегодня едем на мыс Лоренцо, повторяя немного часть маршрута, которым ехали в первый день от аэропорта. День солнечный, но ветрено.
Прощальный взгляд на Funchal

Разведывала место для стоянки. Официальное место для кемпинга находится дальше к мысу. С велосипедами туда пройти сложно. Мы разбили лагерь недалеко от парковки, только спустили в низ на столько, что нас никто не видел сверху. Ветер был сильный, мы устали, быстро поставили палатку и поняли: что-то тут не так все сладко. Ветер дул с такой силой, что дуги прогибались до земли! Приготовить пищу, просто перекусить было затруднительно. Саша закрепил палатку как позволяли средства. Ни о каком сне и думать не приходилось. Штурмующий ветер не позволял ни есть, ни спать. Стал вопрос о переселении. Около трех часов  мы барахтались в нежных объятьях ветра, потом как то уснули. Воду покупали в супермаркете, но на парковке есть ларек с водами. На территории кемпинга, что с водой - не знаем, шли тропой к мысу в обход кемпинга.

14 День. 16 ноября 2019 г. 20,2 км. Подъем 658 м                                                                        Ponta de Sao Lourenco - Аеропорт                                  Трек 16.11.2019

Последний день. Пол дня посвящаем прогулке к мысу. Протяженность - 4 км в одну сторону. У нас на прогулку ушло 4 часа. Сначала я конючила, не хотела идти до конца, хорошо, что Саша настоял на полном маршруте.

Кафе возле кемпинга

Едем в аэропорт. Рано утром вылет. Первая пересадка в Porto, успеваем прогуляться по главной достопримечательности - мосту Луиса I.

Один и самый главный вывод (в этом походе) - смотреть на профиль повнимательнее при планировке маршрута!
Воды по острову не было в изобилии на сколько я рассчитывала, либо краны в кемпинге перекрывали на время, либо не работали. В основном воду покупали в супермаркетах. В приобретении продуктов не было проблем, весь остров населен более и менее равномерно, какая-нибудь лавка да найдется.
Проблема с ночевками - нет плоского пространства.

В последний день многодневных походов я спрашивала Сашу: "Поехал бы ты этим же маршрутом вот прям сейчас только в обратную сторону?" Саша отвечал всегда: "Запросто!". А вот по мне ехать тем же маршрутом не так интересно. После похода по Мадейре, я сказала сама: "Хочу ехать обратно, прям сейчас, этим же маршрутом!"

Мадейра остров небольшой, но очень насыщенный!

Надеюсь, я смогла немного передать дух Мадейры.

Больше фото в лучшем качестве по ссылке:

Madeira_on_bike_photos

20,2
676
658

<div style="position:relative;overflow:hidden;"><a href="https://yandex.ru/maps?utm_medium=mapframe&utm_source=maps" style="color:#eee;font-size:12px;position:absolute;top:0px;">Яндекс Карты</a><a href="https://yandex.ru/maps/?ll=58.708462%2C53.404438&source=constructorLink&um=constructor%3A1b31666c292c22f22d931af30376d6b64ae976c4b7cb06e7f6bedac4e6d232d7&utm_medium=mapframe&utm_source=maps&z=7" style="color:#eee;font-size:12px;position:absolute;top:14px;">Республика Башкортостан — Яндекс Карты</a><iframe src="https://yandex.ru/map-widget/v1/?ll=58.708462%2C53.404438&source=constructorLink&um=constructor%3A1b31666c292c22f22d931af30376d6b64ae976c4b7cb06e7f6bedac4e6d232d7&z=7" width="560" height="400" frameborder="1" allowfullscreen="true" style="position:relative;"></iframe></div>

<div style="position:relative;overflow:hidden;"><a href="https://yandex.ru/maps?utm_medium=mapframe&utm_source=maps" style="color:#eee;font-size:12px;position:absolute;top:0px;">Яндекс Карты</a><a href="https://yandex.ru/maps/?ll=58.708462%2C53.404438&source=constructorLink&um=constructor%3A1b31666c292c22f22d931af30376d6b64ae976c4b7cb06e7f6bedac4e6d232d7&utm_medium=mapframe&utm_source=maps&z=7" style="color:#eee;font-size:12px;position:absolute;top:14px;">Республика Башкортостан — Яндекс Карты</a><iframe src="https://yandex.ru/map-widget/v1/?ll=58.708462%2C53.404438&source=constructorLink&um=constructor%3A1b31666c292c22f22d931af30376d6b64ae976c4b7cb06e7f6bedac4e6d232d7&z=7" width="560" height="400" frameborder="1" allowfullscreen="true" style="position:relative;"></iframe></div>